- Санкт-Петербург
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астрахань
- Белгородская область
- Брянская область
- Псков
- Владивосток и Приморский край
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Екатеринбург
- Ставропольский край
- Ивановская область
- Костромская область
- Ижевск - Удмуртия
- Иркутская область
- Йошкар-Ола - Марий Эл
- Казань - Татарстан
- Калининградская область
- Калужская область
- Каменск-Уральский
- Камчатский край
- Кузбасс
- Кировская область
- Краснодар - Краснодарский край
- Красноярский край
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Мурманская область
- Нальчик
- Нижегородская область
- Нижний Тагил
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Орловская область
- Оренбургская область
- Пензенская область
- Пермь
- Республика Адыгея
- Республика Алтай
- Республика Дагестан
- Республика Калмыкия
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Республика Северная Осетия - Алания
- Республика Хакасия
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Саранск
- Саратовская область
- Сахалинская область
- Серов
- Смоленская область
- Сочи
- Тамбовская область
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тюменская область
- Улан-Удэ
- Ульяновская область
- Уфа – Башкортостан
- Хабаровский край
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Чебоксары - Чувашия
- Челябинская область
- Чита
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Ярославская область
Валерий Алексеевич Афанасьев
Народный артист России
Валерий Алексеевич Афанасьев, народный артист России, родился 20 августа 1949 г. в Москве. В 1970 г. он окончил ВТУ им. Б.Щукина (курс М.Р.Тер-Захаровой) и сразу был приглашён в Московский драматический театр им. Н.В.Гоголя на главную роль – журналиста Егора Королёва в пьесе Л.Жуховицкого «Верхом на дельфине». За первым успехом последовали многочисленные, не менее интересные работы, определившие становление Афанасьева как актёра – Аристофан в пьесе М.Рощина, Григорий Распутин («Заговор императрицы» А.Н.Толстого), Плетнёв («Солдатская вдова» Н.Анкилова), Стив («Рок-н-ролл на рассвете» Т.Колесниченко и В.Некрасова), Эссекс («При жизни Шекспира» А.Ремеза), Меженин («Берег» Ю.Бондарева), Белогубов («Доходное место» А.Н.Островского), Ермаков («Предел усталости» Ю.Киселёва), Михаил Пряслин («Дом» Ф.Абрамова), Пётр Барбарисов («Уважаемый товарищ» М.Зощенко), Макмёрфи («А этот выпал из гнезда» Д.Вассермана по роману К.Кизи).
Валерий Афанасьев служил в Театре им. Гоголя ровно 20 лет. Именно в то время состоялась судьбоносная для него встреча с выдающимся режиссёром Валерием Беляковичем, вслед за которым в 1990 г. актёр перешёл в Театр на Юго-Западе. «Белякович – это глыба, Мастер! – говорит Валерий Алексеевич. – Мощная энергия, образное решение материала, бешеный иногда темпоритм, скульптурно- вылепленное слово, любимый ученик Бориса Равенских – как интересно всё складывается: думаю, Романыч был бы рад, что я сейчас в Малом!»
В творческом союзе с прославленным режиссёром Афанасьев создал множество запоминающихся образов, свидетельствующих о широте и разноплановости его дарования. Среди ролей, сыгранных Валерием Алексеевичем – маркиз д’Орсиньи («Мольер» М.А.Булгакова), Макбет в трагедии У.Шекспира, Понтий Пилат и Семплеяров («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова), Брат Лоренцо («Ромео и Джульетта» У.Шекспира), Сатин («На дне» М.Горького), Вершинин («Три сестры» А.П.Чехова), Гранд-Скубик («Самоубийца» Н.Р.Эрдмана), Полоний («Гамлет» У.Шекспира), Герцог Альдукар («Куклы» по мотивам пьесы Х.Грау), Петруччо («Укрощение строптивой» У.Шекспира), Шамраев («Чайка» А.П.Чехова), Городничий («Ревизор» Н.В.Гоголя), Пётр («Ужин с бабуином» М.Кантора) и многие другие работы.
Прослужив на Юго-Западе более 20 лет, в 2011 г. Афанасьев переходит в Театр им. К.С.Станиславского. Там он вновь играет Макбета, на этот раз в спектакле «Шесть персонажей в поисках автора» Л.Пиранделло, а также Пилата и Семплеярова («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова). Творческой удачей артиста становится двойная роль – управдом Бунша и царь Иван Грозный в «Иване Васильевиче» М.А.Булгакова.
С 2017 г. Валерий Алексеевич Афанасьев служит в Малом. Он пришёл в наш коллектив известным, сложившимся мастером, «актёром античного размаха», как называл его Валерий Белякович. За прошедшие два сезона Афанасьев стал одним из ведущих артистов труппы. Органичность, высокий профессионализм, природный вкус и чувство меры, свойственные Валерию Алексеевичу, позволяют назвать его эталонным исполнителем своих ролей.
Первой работой актёра в Малом театре стал царь Борис в одноимённой драме А.К.Толстого, венчающей знаменитую трилогию, посвящённую долгой борьбе за власть и краткосрочному правлению Бориса Годунова. Честолюбие героя в трактовке Афанасьева отступает на второй план; побудительный момент для его Бориса – осознание своей миссии объединителя государства. Не меч, но мир хочет принести подданным этот царь. Отсюда его ощущение собственной правоты и уверенность – до поры до времени – в том, что цель оправдывает средства – ведь цель-то у Бориса благая! Однако осознание совершённого греха постепенно разъедает его душу, перечёркивая все достижения и благие помыслы. Афанасьев создаёт живой, страстный и противоречивый образ, вызывающий искреннее зрительское сочувствие.
Валерия Афанасьева отличает величавая фактура, звучный голос, большое сценическое обаяние. Весь облик этого харизматичного актёра свидетельствует о силе духа, надёжности, верности идеалам – качествах, которые сделали его идеальным исполнителем роли воеводы Шеина, главного героя спектакля «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского. Несмотря на то, что образ архетипичен – это классический воин, «слуга царю, отец солдатам», – артисту удалось сыграть Шеина осязаемым и достоверным, полным жизни человеком.
Творческий диапазон Афанасьева необычайно широк, ему подвластны все жанры, от драмы до бытовой комедии. Работая в Малом театре, актёр не мог не соприкоснуться с драматургией А.Н.Островского – в 2017 г. Валерий Алексеевич сыграл Крутицкого в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты». Работа Афанасьева продолжает традиции, заложенные популярным спектаклем В.М.Бейлиса: к генералу менее всего подходит определение «маститый старец» из глумовского дневника. Бодрый молодцеватый вояка не только с удовольствием вспоминает грешки 40-летней давности, но активно предаётся новым. Да и глупцом его точно не назовёшь: многие из наших сограждан, переживших «лихие 90-ые», наверняка разделят мнение героя о реформах. Крутицкий позволяет Афанасьеву демонстрировать блестящий комедийный талант: «Честно скажу, купаюсь в этой роли! – говорит артист. – Очень люблю Островского, его язык, юмор».
Ещё один комедийный персонаж достался Валерию Афанасьеву в гоголевской «Женитьбе», где он сыграл экзекутора Яичницу – прямую противоположность жизнелюбивого Крутицкого. При выборе невесты женские прелести интересуют Ивана Павловича меньше всего, куда важнее число серебряных ложек, перин и лисьих шуб, которые он получит в качестве приданого. Удачно подобранный грим дополняет ощущение от персонажа как человека властного, грубого и дремучего – и одновременно с этим очень смешного.
Герой Валерия Афанасьева в спектакле «Всегда зовите Долли!» по Т.Уайлдеру тоже надумал жениться. Гораса Вандергельдера сложно назвать приятным человеком: он резок, нетерпим и относится к грядущему бракосочетанию как к очередной сделке – лавочник из Йонкерса явно состоит в литературном родстве с экзекутором Яичницей. Однако отрицательные качества Вандергельдера, внушающие страх всему его окружению, кроме ушлой свахи Долли, – только лишь маска, призванная скрыть тонкую и ранимую душу героя.
Последней по времени премьерой с участием Афанасьева стали гоголевские «Игроки», где Валерию Алексеевичу досталась роль почтенного помещика Глова, на деле оказывающегося прожжённым аферистом. Вот как рассказывает о своём персонаже сам актёр: «Его игра не карточная. Это игра умами, душами, судьбами, и может быть, даже игра на политическом поле. Прямое благо, которое он вкусил, и к чему призывает других игроков – высшая материя существования. Глов видит себя председателем всей этой компании, и затеянная игра – только начало».
Помимо работы в театре, артист занимается педагогической деятельностью – в 2015 г. он набрал собственный курс в МИТИ.
Валерий Афанасьев снимается в кино с 1971 года – на сегодняшний день в его фильмографии около 200 названий. Назовём самые известные из проектов с участием актёра: это многосерийные художественные фильмы «Совесть», «Михайло Ломоносов», «Гардемарины, вперёд!»; фильмы «Кольцо из Амстердама», «В городе Сочи тёмные ночи», «Сыщик петербургской полиции», «Чёрный квадрат», «Зеркальные войны», «Главный», «День полнолуния», «Гагарин. Первый в космосе»; сериалы «Простые истины», «Семейные тайны», «Гражданин начальник», «Искатели», «Смерть шпионам!», «На пути к сердцу», «Черкизона», «Диверсант 2: Конец войны», «Галина», «Застывшие депеши», «Если бы да кабы», «Дело гастронома №1», «Мамочки», «Жизнь, которой не было», «Искушение», «Папаши», «Трюкач», «Восьмидесятые», «Уходящая натура», «Нити судьбы», «Благие намерения», «Между нами, девочками» и многие другие.
В сериалах «Московская сага», «Дети Арбата» и «Десантный Батя» актёр исполнил роль полководца Георгия Жукова.
Валерий Афанасьев – автор книги «Иди за прошлым», куда вошли повесть, стихи и рассказы.
Роли на сцене Малого театра:
- 10.10.2017 – Борис Годунов, «Царь Борис» А.К.Толстого
- 26.11.2017 – Крутицкий, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского
- 24.12.2017 – Яичница, «Женитьба» Н.В.Гоголя
- 10.05.2018 – Шеин, воевода Смоленска, «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского
- 30.04.2019 – Горас Вандергельдер, «Всегда зовите Долли» С.Плотова и В.Иванова
- 22.09.2019 – Михаил Александрович Глов, «Игроки» Н.В.Гоголя